Актуальные новости

    Распечатать

К нотариусу — за гарантией равной защиты прав всех собственников компании

Ежегодно российские предприниматели и собственники бизнеса обращаются к нотариусам по корпоративным вопросам свыше 2,5 млн раз. Это и удостоверение целого ряда сделок с долями в уставном капитале ООО, и удобный вариант оперативной регистрации юридического лица, расчеты через депозит нотариуса, возврат средств на основании исполнительной надписи, регулирование залоговых отношений и многое другое.

Заметный рост числа обращений по итогам первой половины 2018 года наблюдается в том числе в отношении удостоверения решений органов управления юридических лиц, участников юридических лиц — 37 350 заявителей против 32 526 обращений за аналогичный период 2017 года. 

Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, нотариальная форма удостоверения актов и сделок предотвращает мошенничество, рейдерские захваты в бизнесе, способствует формированию благоприятного делового климата, а новые сервисы нотариата повышают комфорт и скорость гражданского оборота. В частности, c июля 2017 года у хозяйственных обществ появилась возможность оценить еще одну полезную нотариальную услугу — передать обязанности по ведению и хранению списков участников общества Федеральной нотариальной палате. Для таких списков был создан отдельный электронный реестр Единой информационной системы нотариата. Сведения в данном реестре всегда доступны для участников общества — получить выписку из реестра либо внести изменения в указанный список можно у любого нотариуса Российской Федерации.

Напомним, что обязанность по ведению списка участников была установлена для российских ООО Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 2009 году. Такой документ призван защитить права всех акционеров компании, обеспечить прозрачность и достоверность юридически значимых сведений о долях ООО, а также упростить процесс управления бизнесом.

Список ООО содержит данные обо всех владельцах бизнеса, размере и дате оплаты долей в капитале общества, основаниях приобретения долей, а также информацию о доле самого общества. Сведения такого рода играют важную роль в ходе созыва общего собрания участников ООО, принятия решений о распределении прибыли общества и для других значимых аспектов ведения бизнеса. В этой связи отказ от практики, когда список участников ООО находится в полном распоряжении и под контролем генерального директора компании, в пользу передачи такой функции независимому квалифицированному свидетелю, которым выступает нотариус, влечет за собой целый ряд преимуществ для акционеров. 

Прежде всего, привлечение нотариуса в этой ситуации способствует сохранению принципа равноправия всех участников общества в части принятия решений общим собранием акционеров и, в целом, защищает интересы собственника вне зависимости от его отношений с главой компании. 

К сожалению, в практике встречаются и конфликты, и драматичные эксцессы в виде исчезновения или смерти генеральных директоров, после чего собственники компании не могу получить доступ к спискам участников ООО, что крайне затрудняет последующий процесс управления компанией. 

Важно отметить, что список участников ООО ценен, в первую очередь, сведениями об оплате долей каждым из участников общества, а также информацией о долях самого общества. Все это учитывается при распределении прибыли компании, проведении сделок и решении прочих финансовых вопросов. Такие данные не найти в ЕГРЮЛ, и зачастую их восстановление (в случае утери списка участников ООО) оказывается крайне трудоемким для акционеров. Не секрет, что сокрытие учредительных документов вкупе со списком участников ООО, подделка сведений, шантаж и прямое рейдерство — нередкие проблемы, с которыми сталкиваются акционеры, когда за все важные бумаги отвечает заведомо заинтересованное и субъективное лицо — генеральный директор. 

Конечно, в крупных компаниях, как правило, существуют внутрикорпоративные механизмы борьбы с произволом главы фирмы. Однако, учитывая наличие большого числа акционеров разной «весовой категории», ущемленными рискуют оказаться интересы владельцев скромных частей капитала. Если же бизнес только зарождается, и от его успеха зависит прибыль буквально двух-трех новоиспеченных партнеров, не у дел может внезапно стать каждый из совладельцев. При отсутствии четкой договорной системы и внешнего контроля за деятельностью пусть даже и номинального, но все же генерального директора, многие решения в небольшой компании принимаются «на словах» и «на доверии». Во избежание дальнейших споров между партнерами именно нотариус как независимое лицо может минимизировать риски и обеспечить контроль за списком участников и их долей.

Хранение списка у нотариуса — это также и упрощенный порядок доступа к документу для любого участника ООО в любое время и в любом месте его нахождения. На сегодняшний день каждый участник общества вправе самостоятельно предоставлять нотариусу определенный перечень сведений (данные об изменении имени или наименования участника общества, о месте жительства или месте нахожденияи др.) для внесения изменений в список участников ООО, а также получить выписку из соответствующего реестра. Иными словами, владельцу доли не придется тратить время и ждать подходящего момента для обращения к генеральному директору компании — все операции, касающиеся списка участников ООО, можно осуществить в кабинете любой удобной нотариальной конторы. В результате такой механизм работы с документом укрепляет гарантии достоверности и актуальности содержащихся в нем сведений. 

Не стоит забывать и о высочайшей степени защиты всех данных, которые вносятся в Единую информационную систему нотариата. За четыре года бесперебойной работы ЕИС зарекомендовала себя как надежная высокотехнологичная платформа, служащая местом для хранения важных правовых сведений, а также базой для работы передовых электронных сервисов нотариата. 

Спрос на услугу по ведению и хранению списка участников ООО нотариусом пока только набирает обороты, однако есть все основания полагать, что для многих компаний подобная опция станет дополнительной страховкой от целого ряда неприятностей. В целом же, услуги и сервисы нотариата, ключевыми потребителями которых выступают участники корпоративной сферы, способствуют стабильности гражданского оборота, формированию безопасной и цивилизованной бизнес-среды, а также повышению уровня инвестиционной привлекательности российской экономики.

Поделиться
  • О проведении квалификационного экзамена 10 апреля 2019 года

    Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан от 06 февраля 2019 г. № 200-р проведение квалификационного экзамена у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью, назначено на 10 апреля 2019 г. в 10.00 часов в помещении Нотариальной палаты Республики Татарстан по адресу: г. Казань, ул. Меридианная, д. 1.

    Порядок проведения квалификационного экзамена установлен приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. № 150 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии» (в редакции от 22 декабря 2016 г.) (далее - Положение).

    Прием документов, необходимых для сдачи квалификационного экзамена, производится секретарем квалификационной комиссии в здании Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 59, в кабинете № 605 в рабочие дни (понедельник, вторник, среда, четверг с 09.00 час. до 18.00 час. пятница с 09.00 до 16.45; обед с 13.00 час. до 13.45 час.) с 11 февраля 2019 г. по 21 февраля 2019 г. включительно.
    Телефон для справок: 8 (843) 237-84-32.

    Подробности в приложении:

  • О допуске лиц, желающих участвовать в конкурсе

    В соответствии с пунктом 22 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2018 г. № 63, по результатам принятых документов от лиц, желающих участвовать в конкурсе,, распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан № 192-р от « 04 » февраля 2019 г. принято решение о допуске к участию в конкурсе на замещение одной вакантной должности нотариуса в Набережночелнинском нотариальном округе Республики Татарстан, который состоится 20 февраля 2019 года, следующих лиц:

    1. Тахаутдинова Миннегуль Рафаилевна;
    2. Миронова Ирина Викторовна;
    3. Старикова Анастасия Юрьевна;
    4. Сахибзянова Гузалия Фаритовна;
    5. Гимадиев Ильдар Ильдусович;
    6. Гайнетдинов Эльдар Шарифгалиевич;
    7. Титова Вера Владимировна;
    8. Аюпов Альберт Салихович;
    9. Ахметбаев Дамир Галляметдинович;
    10. Жданов Сергей Николаевич;
    11. Казанбаева Лилия Закариевна;
    12. Галеева Айгуль Халилевна;
    13. Гайнутдинов Искандар Хасанович;
    14. Гильманова Светлана Александровна;
    15. Газизуллина Лилия Закиевна;
    16. Сипатрова Гузель Юсуповна.
Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2019
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2018
Нотариальный вестник — №10-11 (Октябрь-ноябрь) 2018
Нотариальный вестник — №9 (Сентябрь) 2018
Нотариальный вестник — №8 (Август) 2018
Нотариальный вестник — №7 (Июль) 2018
Право каждого — №2 (66) 2018
Нотариальный вестник — №6 (Июнь) 2018
Нотариальный вестник — №5 (Май) 2018
Нотариальный вестник — №4 (Апрель) 2018

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.