Актуальные новости

    Распечатать

К нотариусу — за гарантией равной защиты прав всех собственников компании

Ежегодно российские предприниматели и собственники бизнеса обращаются к нотариусам по корпоративным вопросам свыше 2,5 млн раз. Это и удостоверение целого ряда сделок с долями в уставном капитале ООО, и удобный вариант оперативной регистрации юридического лица, расчеты через депозит нотариуса, возврат средств на основании исполнительной надписи, регулирование залоговых отношений и многое другое.

Заметный рост числа обращений по итогам первой половины 2018 года наблюдается в том числе в отношении удостоверения решений органов управления юридических лиц, участников юридических лиц — 37 350 заявителей против 32 526 обращений за аналогичный период 2017 года. 

Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, нотариальная форма удостоверения актов и сделок предотвращает мошенничество, рейдерские захваты в бизнесе, способствует формированию благоприятного делового климата, а новые сервисы нотариата повышают комфорт и скорость гражданского оборота. В частности, c июля 2017 года у хозяйственных обществ появилась возможность оценить еще одну полезную нотариальную услугу — передать обязанности по ведению и хранению списков участников общества Федеральной нотариальной палате. Для таких списков был создан отдельный электронный реестр Единой информационной системы нотариата. Сведения в данном реестре всегда доступны для участников общества — получить выписку из реестра либо внести изменения в указанный список можно у любого нотариуса Российской Федерации.

Напомним, что обязанность по ведению списка участников была установлена для российских ООО Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 2009 году. Такой документ призван защитить права всех акционеров компании, обеспечить прозрачность и достоверность юридически значимых сведений о долях ООО, а также упростить процесс управления бизнесом.

Список ООО содержит данные обо всех владельцах бизнеса, размере и дате оплаты долей в капитале общества, основаниях приобретения долей, а также информацию о доле самого общества. Сведения такого рода играют важную роль в ходе созыва общего собрания участников ООО, принятия решений о распределении прибыли общества и для других значимых аспектов ведения бизнеса. В этой связи отказ от практики, когда список участников ООО находится в полном распоряжении и под контролем генерального директора компании, в пользу передачи такой функции независимому квалифицированному свидетелю, которым выступает нотариус, влечет за собой целый ряд преимуществ для акционеров. 

Прежде всего, привлечение нотариуса в этой ситуации способствует сохранению принципа равноправия всех участников общества в части принятия решений общим собранием акционеров и, в целом, защищает интересы собственника вне зависимости от его отношений с главой компании. 

К сожалению, в практике встречаются и конфликты, и драматичные эксцессы в виде исчезновения или смерти генеральных директоров, после чего собственники компании не могу получить доступ к спискам участников ООО, что крайне затрудняет последующий процесс управления компанией. 

Важно отметить, что список участников ООО ценен, в первую очередь, сведениями об оплате долей каждым из участников общества, а также информацией о долях самого общества. Все это учитывается при распределении прибыли компании, проведении сделок и решении прочих финансовых вопросов. Такие данные не найти в ЕГРЮЛ, и зачастую их восстановление (в случае утери списка участников ООО) оказывается крайне трудоемким для акционеров. Не секрет, что сокрытие учредительных документов вкупе со списком участников ООО, подделка сведений, шантаж и прямое рейдерство — нередкие проблемы, с которыми сталкиваются акционеры, когда за все важные бумаги отвечает заведомо заинтересованное и субъективное лицо — генеральный директор. 

Конечно, в крупных компаниях, как правило, существуют внутрикорпоративные механизмы борьбы с произволом главы фирмы. Однако, учитывая наличие большого числа акционеров разной «весовой категории», ущемленными рискуют оказаться интересы владельцев скромных частей капитала. Если же бизнес только зарождается, и от его успеха зависит прибыль буквально двух-трех новоиспеченных партнеров, не у дел может внезапно стать каждый из совладельцев. При отсутствии четкой договорной системы и внешнего контроля за деятельностью пусть даже и номинального, но все же генерального директора, многие решения в небольшой компании принимаются «на словах» и «на доверии». Во избежание дальнейших споров между партнерами именно нотариус как независимое лицо может минимизировать риски и обеспечить контроль за списком участников и их долей.

Хранение списка у нотариуса — это также и упрощенный порядок доступа к документу для любого участника ООО в любое время и в любом месте его нахождения. На сегодняшний день каждый участник общества вправе самостоятельно предоставлять нотариусу определенный перечень сведений (данные об изменении имени или наименования участника общества, о месте жительства или месте нахожденияи др.) для внесения изменений в список участников ООО, а также получить выписку из соответствующего реестра. Иными словами, владельцу доли не придется тратить время и ждать подходящего момента для обращения к генеральному директору компании — все операции, касающиеся списка участников ООО, можно осуществить в кабинете любой удобной нотариальной конторы. В результате такой механизм работы с документом укрепляет гарантии достоверности и актуальности содержащихся в нем сведений. 

Не стоит забывать и о высочайшей степени защиты всех данных, которые вносятся в Единую информационную систему нотариата. За четыре года бесперебойной работы ЕИС зарекомендовала себя как надежная высокотехнологичная платформа, служащая местом для хранения важных правовых сведений, а также базой для работы передовых электронных сервисов нотариата. 

Спрос на услугу по ведению и хранению списка участников ООО нотариусом пока только набирает обороты, однако есть все основания полагать, что для многих компаний подобная опция станет дополнительной страховкой от целого ряда неприятностей. В целом же, услуги и сервисы нотариата, ключевыми потребителями которых выступают участники корпоративной сферы, способствуют стабильности гражданского оборота, формированию безопасной и цивилизованной бизнес-среды, а также повышению уровня инвестиционной привлекательности российской экономики.

Поделиться
  • Результаты квалификационного экзамена от 10 апреля 2019 г.

    10 апреля 2019 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан совместно с Нотариальной палатой Республики Татарстан проведено заседание квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью.

    В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 150 «Об утверждении положения о квалификационной комиссии» экзамен проходил с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    По результатам квалификационного экзамена 9 человек сдали квалификационный экзамен, 12 человек квалификационный экзамен не сдали.

    № п/п

    Фамилия, имя, отчество (при наличии) экзаменуемого

    Количество набранных баллов

    Результат квалификационного экзамена (экзамен сдан/экзамен не сдан/экзамен не состоялся)

    1

    Хафизова Алена Римовна

    24

    экзамен не сдан

    2

    Батыршина Лилия Фаилевна

    27

    экзамен не сдан

    3

    Юсупова Гульназ Муратовна

    39

    экзамен не сдан

    4

    Галиева Альбина Зинуровна

    28

    экзамен не сдан

    5

    Вахитова Гульназ Рафильевна

    35

    экзамен не сдан

    6

    Фомина Наталья Валерьевна

    46

    экзамен сдан

    7

    Мельникова Наталья Николаевна

    55

    экзамен сдан

    8

    Скокова Галина Борисовна

    46

    экзамен сдан

    9

    Нуриева Эльвира Марсовна

    50

    экзамен сдан

    10

    Гибадуллина Гузель Ринатовна

    37

    экзамен не сдан

    11

    Аюпова Альбина Салиховна

    39

    экзамен не сдан

    12

    Низамутдинов Булат Анварович

    43

    экзамен не сдан

    13

    Ахметзянов Андрей Олегович

    53

    экзамен сдан

    14

    Лисовская Наталья Сергеевна

    35

    экзамен не сдан

    15

    Григорян Эмма Артуровна

    32

    экзамен не сдан

    16

    Шереметьева Светлана Николаева

    45

    экзамен сдан

    17

    Мамыкина Карина Анваровна

    27

    экзамен не сдан

    18

    Горошникова Диана Валерьевна

    52

    экзамен сдан

    19

    Веселова Альфина Назиповна

    31

    экзамен не сдан

    20

    Тимерханова Гульнара Яватовна

    57

    экзамен сдан

    21

    Галиуллина Лилия Рамилевна

    45

    экзамен сдан

  • Конкурс на замещение вакантной должности нотариуса

    Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее - Управление) от 20.03.2019 № 181-р объявлен повторный конкурс на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой, по нотариальному округу Бабушкинский район Вологодской области.
    Конкурс состоится 14 мая 2019 года в 10 часов 00 минут в Нотариальной палате Вологодской области по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 150.

    Подробности в приложении:

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 04 (Апрель) 2019
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2019
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2019
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2019
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2018
Нотариальный вестник — №10-11 (Октябрь-ноябрь) 2018
Нотариальный вестник — №9 (Сентябрь) 2018
Нотариальный вестник — №8 (Август) 2018
Нотариальный вестник — №7 (Июль) 2018
Право каждого — №2 (66) 2018

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.