Актуальные новости

    Распечатать

К нотариусу — за гарантией равной защиты прав всех собственников компании

Ежегодно российские предприниматели и собственники бизнеса обращаются к нотариусам по корпоративным вопросам свыше 2,5 млн раз. Это и удостоверение целого ряда сделок с долями в уставном капитале ООО, и удобный вариант оперативной регистрации юридического лица, расчеты через депозит нотариуса, возврат средств на основании исполнительной надписи, регулирование залоговых отношений и многое другое.

Заметный рост числа обращений по итогам первой половины 2018 года наблюдается в том числе в отношении удостоверения решений органов управления юридических лиц, участников юридических лиц — 37 350 заявителей против 32 526 обращений за аналогичный период 2017 года. 

Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, нотариальная форма удостоверения актов и сделок предотвращает мошенничество, рейдерские захваты в бизнесе, способствует формированию благоприятного делового климата, а новые сервисы нотариата повышают комфорт и скорость гражданского оборота. В частности, c июля 2017 года у хозяйственных обществ появилась возможность оценить еще одну полезную нотариальную услугу — передать обязанности по ведению и хранению списков участников общества Федеральной нотариальной палате. Для таких списков был создан отдельный электронный реестр Единой информационной системы нотариата. Сведения в данном реестре всегда доступны для участников общества — получить выписку из реестра либо внести изменения в указанный список можно у любого нотариуса Российской Федерации.

Напомним, что обязанность по ведению списка участников была установлена для российских ООО Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 2009 году. Такой документ призван защитить права всех акционеров компании, обеспечить прозрачность и достоверность юридически значимых сведений о долях ООО, а также упростить процесс управления бизнесом.

Список ООО содержит данные обо всех владельцах бизнеса, размере и дате оплаты долей в капитале общества, основаниях приобретения долей, а также информацию о доле самого общества. Сведения такого рода играют важную роль в ходе созыва общего собрания участников ООО, принятия решений о распределении прибыли общества и для других значимых аспектов ведения бизнеса. В этой связи отказ от практики, когда список участников ООО находится в полном распоряжении и под контролем генерального директора компании, в пользу передачи такой функции независимому квалифицированному свидетелю, которым выступает нотариус, влечет за собой целый ряд преимуществ для акционеров. 

Прежде всего, привлечение нотариуса в этой ситуации способствует сохранению принципа равноправия всех участников общества в части принятия решений общим собранием акционеров и, в целом, защищает интересы собственника вне зависимости от его отношений с главой компании. 

К сожалению, в практике встречаются и конфликты, и драматичные эксцессы в виде исчезновения или смерти генеральных директоров, после чего собственники компании не могу получить доступ к спискам участников ООО, что крайне затрудняет последующий процесс управления компанией. 

Важно отметить, что список участников ООО ценен, в первую очередь, сведениями об оплате долей каждым из участников общества, а также информацией о долях самого общества. Все это учитывается при распределении прибыли компании, проведении сделок и решении прочих финансовых вопросов. Такие данные не найти в ЕГРЮЛ, и зачастую их восстановление (в случае утери списка участников ООО) оказывается крайне трудоемким для акционеров. Не секрет, что сокрытие учредительных документов вкупе со списком участников ООО, подделка сведений, шантаж и прямое рейдерство — нередкие проблемы, с которыми сталкиваются акционеры, когда за все важные бумаги отвечает заведомо заинтересованное и субъективное лицо — генеральный директор. 

Конечно, в крупных компаниях, как правило, существуют внутрикорпоративные механизмы борьбы с произволом главы фирмы. Однако, учитывая наличие большого числа акционеров разной «весовой категории», ущемленными рискуют оказаться интересы владельцев скромных частей капитала. Если же бизнес только зарождается, и от его успеха зависит прибыль буквально двух-трех новоиспеченных партнеров, не у дел может внезапно стать каждый из совладельцев. При отсутствии четкой договорной системы и внешнего контроля за деятельностью пусть даже и номинального, но все же генерального директора, многие решения в небольшой компании принимаются «на словах» и «на доверии». Во избежание дальнейших споров между партнерами именно нотариус как независимое лицо может минимизировать риски и обеспечить контроль за списком участников и их долей.

Хранение списка у нотариуса — это также и упрощенный порядок доступа к документу для любого участника ООО в любое время и в любом месте его нахождения. На сегодняшний день каждый участник общества вправе самостоятельно предоставлять нотариусу определенный перечень сведений (данные об изменении имени или наименования участника общества, о месте жительства или месте нахожденияи др.) для внесения изменений в список участников ООО, а также получить выписку из соответствующего реестра. Иными словами, владельцу доли не придется тратить время и ждать подходящего момента для обращения к генеральному директору компании — все операции, касающиеся списка участников ООО, можно осуществить в кабинете любой удобной нотариальной конторы. В результате такой механизм работы с документом укрепляет гарантии достоверности и актуальности содержащихся в нем сведений. 

Не стоит забывать и о высочайшей степени защиты всех данных, которые вносятся в Единую информационную систему нотариата. За четыре года бесперебойной работы ЕИС зарекомендовала себя как надежная высокотехнологичная платформа, служащая местом для хранения важных правовых сведений, а также базой для работы передовых электронных сервисов нотариата. 

Спрос на услугу по ведению и хранению списка участников ООО нотариусом пока только набирает обороты, однако есть все основания полагать, что для многих компаний подобная опция станет дополнительной страховкой от целого ряда неприятностей. В целом же, услуги и сервисы нотариата, ключевыми потребителями которых выступают участники корпоративной сферы, способствуют стабильности гражданского оборота, формированию безопасной и цивилизованной бизнес-среды, а также повышению уровня инвестиционной привлекательности российской экономики.

  • Информация для участников конкурсов на вакантные должности нотариуса в Менделеевском и Верхнеуслонском районах

    Нотариальная палата Республики Татарстан в связи с введёнными с 11.10.2021 года дополнительными ограничительными мерами на территории Республики Татарстан по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 г. № 208 (в редакции Постановления от 07.10.2021 г. № 960) и Постановлению Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11.10.2021 г. № 7, в целях препятствованию распространения коронавирусной инфекции, РЕКОМЕНДУЕТ при явке на участие в конкурсе на вакантные должности нотариуса в Менделеевском и Верхнеуслонском районах 25.11.2021 г. при себе иметь один из следующих документов:

    • QR-код сертификата о вакцинации;

    • QR-код отрицательного ПЦР-теста на COVID-19 со сроком сдачи не ранее 22.11.2021 г.;

    • сертификат о перенесённом заболевании COVID-19 после 01.06.2021 г.

  • Конкурс на замещение вакантной должности нотариуса Менделеевского нотариального округа

    В связи с прекращением полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан Зарипова М.М., в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 и Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2018 г. № 63 (далее — Порядок), распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее — Управление) от 18 октября 2021 г. № 1571-р с 19 октября 2021 г. объявлен конкурс на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан;

    • Заседание конкурсной комиссии на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан состоится 25 ноября 2021 г. в 14.00 часов в помещении Нотариальной палаты Республики Татарстан: г. Казань, ул. Меридианная, д. 1.

    • Прием заявлений и документов для участия в конкурсе будет осуществляться в период с 19 октября 2021 г. по 02 ноября 2021 г. (включительно) в отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления. Часы приема документов: с понедельника по четверг с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00; в пятницу с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 16.45.

    • Заявление для участия в конкурсе с приложением необходимых документов подается секретарю конкурсной комиссии по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 59, 6 этаж, кабинет № 608, тел. 8(843) 237-84-32 (адрес электронной почты, на который можно направить документы для участия в конкурсе: ru16@minjust.ru).

    • Секретарь конкурсной комиссии: заместитель начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления — Землянская Аэлита Муратовна, контактный телефон: 8(843) 237-84-32.

    Подробности, требования, а также перечень необходимых документов в приложении:

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.