Актуальные новости

    Распечатать

Обращение к нотариусу станет еще более удобным: утвержден Регламент совершения нотариальных действий

Минюст и Федеральная нотариальная палата утвердили новый документ, который станет одним из основных нормативно-правовых актов, определяющих порядок совершения нотариальных действий. Соответствующий приказ был подписан министром юстиции РФ 30 августа, а в силу документ, ранее также утвержденный Правлением ФНП, вступит с 1 января 2018 года. Значимость появления этого документа трудно переоценить, как для самого нотариата, так и для граждан.

В ближайшее время россияне смогут оценить серьезные нововведения в процедуре получения нотариальных услуг. Правила, по которым действует нотариус, станут еще более регламентированы, а граждане также смогут иметь четкое представление о том, как совершается нотариальное действие, и что может потребовать от них нотариус. С нового года в силу вступит свод правил, устанавливающий строгий перечень информации, которую должен запросить нотариус в рамках того или иного нотариального действия, и методы ее фиксации. 

Регламент, наряду с Основами законодательства РФ о нотариате и другими нормативно-правовыми актами, уточняет ряд моментов в порядке совершения нотариальных действий. В частности, он стал первым документом, определившим перечень информации, которую нотариус должен запросить у заявителя, в зависимости от типа нотариального действия и лица, выступающего в роли заявителя, а также способ фиксирования такой информации. 

Новый нормативный акт разработан, прежде всего, в интересах граждан, отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Четко прописанный перечень документов с необходимыми для нотариуса сведениями позволит исключить разночтения в требованиях к заявителям и обеспечить единую правоприменительную практику у всех нотариусов страны. 

Например, как поясняет начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты Александр Сагин, потребовать с клиента по своему усмотрению какие-то сведения, не прописанные в Регламенте, нотариус будет не вправе. В то же время этот документ должен значительно облегчить и саму работу нотариуса. Например, Регламент вносит ясность в перечень документов, позволяющих установить личность. В первую очередь, это паспорт гражданина РФ. Если паспорт по каким-то причинам отсутствует, нотариус примет временное удостоверение личности. Также подтвердить личность для получения нотариальной услуги можно с помощью военного билета, дипломатического паспорта, удостоверения беженца и других юридически значимых документов. 

Обращаясь к нотариусу, например, для удостоверения сделки купли-продажи недвижимости, гражданин будет знать, какие еще документы он должен взять с собой, помимо документа, удостоверяющего личность и подтверждающего его возраст, в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится гражданин. В частности, если гражданин состоит в браке, потребуется согласие супруга на совершение сделки в отношении недвижимости, приобретенной в период брака, и т.п. При этом всю информацию о самом объекте недвижимости, его характеристиках, собственнике, наличии обременения нотариус запрашивает самостоятельно в Едином государственном реестре недвижимости. Исключением являются случаи, когда права на объект недвижимости возникли до создания единого реестра (январь 1998 года). Тогда, собираясь к нотариусу, необходимо будет взять с собой документ, подтверждающий возникновение права собственности на объект сделки. 

Напомним, что значительный объем информации нотариус получает путем запроса через Единую информационную систему нотариата, которая подключена к системе электронного межведомственного обмена данными. Сегодня нотариусы оперативно взаимодействуют с Росреестром, МВД, ФНС, кредитными организациями и рядом других структур. Таким образом, клиентам нотариальных контор не приходится обращаться в различные инстанции и собирать множество справок и подтверждений. Граждане сразу идут к нотариусу, который работает по принципу «одного окна». Перечень информации, запрашиваемой посредством ЕИС нотариата в том или ином случае, также прописан в Регламенте совершения нотариальных действий.

Важно, что Регламент устанавливает сразу пять различных способов внесения и сохранения сведений нотариусом. Нотариус вправе выбрать один или несколько вариантов фиксирования информации. 

В этой связи следует отметить, что в соответствии с законом с 1 января 2018 года данные обо всех нотариальных действиях будут вноситься в соответствующие электронные реестры ЕИС. Как неоднократно отмечал президент ФНП Константин Корсик, это не только еще один шаг в сторону удобства и оперативности получения нотариальных услуг, но и надежная защита от подделки нотариальных актов, гарантия достоверности всех сведений, которые в них содержатся. Введение Регламента, по мнению главы отечественного нотариата, также способствует снижению рисков оспаривания нотариальных действий. Гражданин, выбирая нотариальную форму, получает надежное доказательство его добросовестности и законности совершенного им юридически значимого действия. 

Как поясняет член Правления ФНП Александра Игнатенко, появление в нотариальном делопроизводстве строгих правил в отношении объема запрашиваемой информации не отменяет обязанности нотариуса по тщательной проверке всех документов. Если появляются сомнения в подлинности бумаг, нотариус вправе сделать дополнительный запрос, например, в правоохранительные органы. А вот при необоснованном требовании представить сведения, не прописанные в Регламенте, нотариусу грозит дисциплинарное взыскание. 

Напомним, что создание Регламента совершения нотариальных действий предусмотрено Федеральным законом № 360-ФЗ. Работа над документом началась еще в сентябре 2016 года. Результатом многократных обсуждений и доработок содержания Регламента представителями Минюста и Федеральной нотариальной палаты стал взвешенный и детально продуманный нормативный акт. 

Сегодня, когда круг полномочий нотариусов планомерно расширяется, чтобы надежно защитить права граждан и предпринимателей, осваивать новые компетенции нотариату необходимо быстро и эффективно, при этом на нотариусах лежит высокая степень ответственности за свою деятельность, включая полную имущественную ответственность. В этих условиях Регламент выступает и четким ориентиром для самих нотариусов, и дополнительной защитой для интересов клиентов нотариальных контор.

Текст Регламента совершения нотариусами нотариальных действий находится здесь: https://notariat.ru/ru-ru/for-specialists/otkrytye-dokumenty/normativnye-dokumenty-fnp/

Другие материалы по теме

Министр юстиции РФ Александр Коновалов отметил преимущества «электронного нотариата»

Участие нотариуса в сделках с материнским капиталом защищает права несовершеннолетних

Общественное мнение: защиту прав при сделках с жильем лучше доверить нотариусу

Поделиться
  • Результаты заседания конкурсной комиссии от 07 июня 2019 г. на замещение вакантной должности нотариуса в Спасском нотариальном округе Республики Татарстан

    N

    п/п

    Фамилия, имя, отчество (при наличии) конкурсанта

    Итоговый балл конкурсанта

    1

    Зямилов Ринат Васильевич

    58

    2

    Фукс Марина Евгеньевна

    79

     

    Решением конкурсной комиссии от 07 июня 2019 года победителем конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в Спасском нотариальном округе Республики Татарстан признана Фукс Марина Евгеньевна, набравшая наибольшее количество баллов (79 баллов).

  • Конкурс на замещение вакантной должности нотариуса в Зеленодольском нотариальном округе Республики Татарстан

    В связи со сложением полномочий по собственному желанию нотариуса, занимающегося частной практикой в Зеленодольском нотариальном округе Республики Татарстан Букреевой Г.И., в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 и Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2018 г. № 63, распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан от 27 мая 2019 г. № 920-р объявлен конкурс на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Зеленодольском нотариальном округе Республики Татарстан.

    • Заседание конкурсной комиссии состоится 20 августа 2019 г. в 09.00 часов в помещении Нотариальной палаты Республики Татарстан: г. Казань, ул. Меридианная, д. 1.

    • Заявления на участие в конкурсе принимаются с 10 июня 2019 г. по 28 июня 2019 г. (включительно). Время приема документов: понедельник - четверг с 9.00 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 13.45), пятница с 9.00 до 16.45 (перерыв 13.00-13.45).

    • Заявление на участие в конкурсе с приложением необходимых документов подается в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д.59, кабинет 608, тел. (843) 237-84-32, e-mail: ru16@minjust.ru.

    Секретарь конкурсной комиссии: заместитель начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления - Шавалеева Райса Фердусовна, контактный телефон: 8(843) 237-84-32.

    Подробная информация, требования, а также необходимый перечень документов в приложении:

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2019
Нотариальный вестник — № 04 (Апрель) 2019
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2019
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2019
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2019
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2018
Нотариальный вестник — №10-11 (Октябрь-ноябрь) 2018
Нотариальный вестник — №9 (Сентябрь) 2018
Нотариальный вестник — №8 (Август) 2018
Нотариальный вестник — №7 (Июль) 2018

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.