Актуальные новости

    Распечатать

Парламентарии стран СНГ обсудили проект модельного закона «О нотариате»

В конце прошлой недели на заседании Постоянной комиссии по правовым вопросам Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), состоявшемся в Санкт-Петербурге, обсуждался вопрос «О ходе работы над проектом модельного закона «О нотариате».

Как было отмечено выступающими, целью предлагаемого проекта модельного законодательного акта является унификация общих подходов к организации нотариата государств-участников Содружества Независимых Государств. В ходе самостоятельного развития в странах СНГ не сложилось единой модели нотариата. В каждом государстве нотариат является частью правовой системы либо в форме небюджетного нотариата латинского типа (практически полностью преобладающего в Российской Федерации, Казахстане, Белоруссии), так и в сохранившейся форме государственного нотариата (Республики Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан).

Предложенный вниманию парламентариев законопроект определяет принципы нотариальной деятельности, статус нотариуса, порядок формирования нотариальных округов, нотариальных палат, определяет основания и порядок ответственности за вред, причиненный при осуществлении нотариальной деятельности, страхование ответственности нотариуса и вопросы контроля за нотариальной деятельностью.

По ходе обсуждения, представляя проект, выступили член комиссии по правовым вопросам, член Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по судебно-правовым вопросам и законности Курманбек Осмонов, а также доцент кафедры гражданского и трудового права Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Светлана Катукова. В заседании Постоянной комиссии по правовым вопросам МПА СНГ активное участие также приняли советник президента Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации Екатерина Сороковая и представители Нотариальной палаты Санкт-Петербурга, которые также высказали свои позиции и предложения по доработке и совершенствованию модельного закона «О нотариате» в соответствии с существующими тенденциями развития нотариата и реалиями нотариальной деятельности, в частности, в Российской Федерации.

Сам факт попытки вынести задачи развития нотариата и гармонизации законодательства на уровень межгосударственного органа, говорит о востребованности координации процессов развития нотариата на пространстве стран СНГ. Здесь, конечно же, необходимо учесть весь опыт и достижения наших стран, включая и все существующие негативные моменты, к примеру, связанные с неблагоприятными последствиями вытеснения нотариата из ряда сфер гражданского оборота.

Важно отметить, что в рамках Евразийского экономического союза уже идет подобная работа, инициированная нотариатами стран-участниц этого договора. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве нотариальных палат стран-участниц Евразийского экономического союза Федеральная нотариальная палата Российской Федерации и нотариальные палаты Армении, Белоруссии и Казахстана работают над сравнительным анализом законодательств стран-участниц Соглашения. Такой анализ позволит определить верные направления в области интегрирования правового пространства и определить дальнейшие шаги для развития сотрудничества нотариатов стран ЕАЭС. Следует отметить, что модели нотариата всех стран-участниц ЕАЭС представлены превалирующей небюджетной формой.

При этом в рамках сотрудничества стран СНГ параллельно была начата разработка своего проекта модельного закона «О нотариате». При создании этого проекта разработчики придерживались идеи сохранения двух форм организации нотариата — небюджетного и государственного, при оговоренной необходимости развития и укрепления частного нотариата. Это, по-видимому, обусловлено учетом моделей нотариата в ряде других стран СНГ. В частности, в статье 35 законопроекта предусматривается, что государственный нотариус обеспечивает доступность правовой помощи в нотариальном округе, где не открыта нотариальная контора частного нотариуса и нет нотариального присутствия. В то же время в России сейчас идет работа по полному обеспечению граждан всех нотариальных округов доступом к нотариальным действиям, которые осуществляют небюджетные нотариусы. Эта работа ведется усилиями Федеральной нотариальной палаты, утвердившей на днях Целевую комплексную программу оказания помощи нотариусам, работающим в труднодоступных и малонаселенных областях, с целью осуществить полный переход нотариата РФ на небюджетную основу. На текущий момент в стране государственных нотариусов осталось менее одного процента, считанные единицы из почти восьми тысяч нотариусов.

По мнению экспертов нотариата, в законопроекте есть ряд принципиальных положений, которые должны учитывать существующие направления развития нотариата в Российской Федерации и других странах СНГ, но которые пока не нашли отражения в документе. В частности, в модельном законе необходимо предложить единую небюджетную основу организации нотариата, поскольку именно этот вид организационной основы нотариата во многих странах доказал свою эффективность при обеспечении прав и законных интересов участников гражданского оборота. При этом финансовых затрат со стороны государства содержание данного правоприменительного института не требует, и экономическая независимость этого института гарантирует объективность и непредвзятость нотариальной деятельности. Вместе с тем, в силу рекомендательного характера модельного закона, допустимо прописать в нем несколько вариантов организационной основы нотариата. Также вызывает сомнение предлагаемый проектом «упрощенный» порядок назначения на должность государственного нотариуса руководителем органа юстиции вне конкурсных процедур (пункт 1 статьи 35 в сравнении со статьей 17 проекта). Исходя из положений пункта 2 статьи 35 проекта, государственные нотариусы обладают равными полномочиями по совершению нотариальных действий по сравнению с частнопрактикующими, в связи с чем, в целях обеспечения прав граждан и организаций, в интересах которых совершаются нотариальные действия, процедура доступа к должности нотариуса должна быть одинаковой для частных и государственных нотариусов. Не учтен еще ряд моментов: унификация основных понятий; отражение процесса обретения статуса нотариуса; отказ от процедуры обжалования решений квалификационной комиссии по сдаче квалификационного экзамена в апелляционной комиссии и т.п.

Член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Юрий Синельщиков отметил, что, по его мнению, в законопроекте необходимо более тщательно отработать две темы: замещение нотариусов и формирование квалификационных комиссий.

В целях обеспечения баланса обеспечения деятельности небюджетного нотариата, находящегося на полном самофинансировании, и доступности нотариальных услуг, законопроект предлагает дифференцировать оплату нотариальных услуг. Тема нотариальных тарифов вызвала оживленную дискуссию в зале заседаний.

Советник президента ФНП по законодательной работе Екатерина Сороковая предложила включить Федеральную нотариальную палату РФ в рабочую группу по подготовке законопроекта: «Нам очень важно принять участие в разработке этого модельного закона, с тем, чтобы задать правильное направление гармонизации законодательства в сфере нотариата. Для любого законопроекта важно, когда в его разработке принимает участие профессиональное сообщество».

Председатель постоянной комиссии по правовым вопросам Махмадали Ватанов предложил принять информацию о ходе работы над проектом модельного закона «О нотариате» к сведению и предложить разработчику предоставить доработанный, с учетом замечаний и предложений, проект модельного закона на рассмотрение очередного заседания комиссии, которое состоится в апреле-мае 2015 года.

  • Информация для участников конкурсов на вакантные должности нотариуса в Менделеевском и Верхнеуслонском районах

    Нотариальная палата Республики Татарстан в связи с введёнными с 11.10.2021 года дополнительными ограничительными мерами на территории Республики Татарстан по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 г. № 208 (в редакции Постановления от 07.10.2021 г. № 960) и Постановлению Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11.10.2021 г. № 7, в целях препятствованию распространения коронавирусной инфекции, РЕКОМЕНДУЕТ при явке на участие в конкурсе на вакантные должности нотариуса в Менделеевском и Верхнеуслонском районах 25.11.2021 г. при себе иметь один из следующих документов:

    • QR-код сертификата о вакцинации;

    • QR-код отрицательного ПЦР-теста на COVID-19 со сроком сдачи не ранее 22.11.2021 г.;

    • сертификат о перенесённом заболевании COVID-19 после 01.06.2021 г.

  • Конкурс на замещение вакантной должности нотариуса Менделеевского нотариального округа

    В связи с прекращением полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан Зарипова М.М., в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 и Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2018 г. № 63 (далее — Порядок), распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее — Управление) от 18 октября 2021 г. № 1571-р с 19 октября 2021 г. объявлен конкурс на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан;

    • Заседание конкурсной комиссии на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан состоится 25 ноября 2021 г. в 14.00 часов в помещении Нотариальной палаты Республики Татарстан: г. Казань, ул. Меридианная, д. 1.

    • Прием заявлений и документов для участия в конкурсе будет осуществляться в период с 19 октября 2021 г. по 02 ноября 2021 г. (включительно) в отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления. Часы приема документов: с понедельника по четверг с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00; в пятницу с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 16.45.

    • Заявление для участия в конкурсе с приложением необходимых документов подается секретарю конкурсной комиссии по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 59, 6 этаж, кабинет № 608, тел. 8(843) 237-84-32 (адрес электронной почты, на который можно направить документы для участия в конкурсе: ru16@minjust.ru).

    • Секретарь конкурсной комиссии: заместитель начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления — Землянская Аэлита Муратовна, контактный телефон: 8(843) 237-84-32.

    Подробности, требования, а также перечень необходимых документов в приложении:

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2021

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.