Актуальные новости

    Распечатать

С 1 сентября значимые нотариальные действия совершаются только нотариусами

С 1 сентября 2019 года вступает в силу Федеральный закон N226-ФЗ, который вносит заметные изменения в организацию совершения нотариальных действий на территориях, где в силу их труднодоступности или малонаселенности отсутствует нотариус. Законодатель повысил доступность нотариальных услуг для граждан, проживающих в этих местностях и, в то же время, ограничил список нотариальных действий, которые могут совершаться должностными лицами органов местного самоуправления.

Как и ранее, в населенных пунктах, где нет нотариальной конторы, некоторые функции нотариуса могут выполнять чиновники. Такая обязанность была возложена на них и прежде, но это касалось только поселений и муниципальных районов, где нет нотариуса. Но в связи с недавней территориальной реформой по укрупнению муниципальных образований ряд таких населенных пунктов вошел в состав городских округов. С другой стороны, работа Федеральной нотариальной палаты по оказанию помощи в доступе к услугам нотариуса для жителей труднодоступных и малонаселенных регионов, вместе с усилиями нотариальных палат самих регионов, усилили возможности оказания нотариальной помощи в виде регулярных выездов нотариуса в эти местности.

В то же время необходимость защитить граждан и их собственность от неквалифицированно совершенных нотариальных действий требовала ограничить полномочия глав местных администраций, так как практика показывала множество серьезных нарушений.

Поэтому теперь закон разрешает совершать нотариальные действия главам органов местного самоуправления и городских, и муниципальных округов, но только тех, где не только нет нотариуса, но и при этом нотариальная палата региона не утвердила график выезда нотариуса для обслуживания этого населенного пункта.

Чиновники, работающие на малонаселенных территориях на местах, смогут выполнять простые нотариальные действия, не требующие специальных знаний и высокой юридической квалификации. Эти услуги будут доступны только местным жителям, зарегистрированным на данных территориях. Например, должностные лица органов местного самоуправления смогут удостоверять: доверенности, верность копий документов и подлинность подписи и т.п. Также из их компетенции выводятся составление завещаний всех видов, наследственных договоров и ряда иных сложных и значимых документов и действий, например, приятие мер по охране наследственного имущества, кроме его описи. Напомним, что и раньше ряд нотариальных действий, например, удостоверение брачных договоров, должен был совершаться только нотариусом. Все услуги, связанные с возможностями «электронного нотариата», также оказываются исключительно нотариусами.

«Законодатель продолжает решать актуальные проблемы защиты прав и законных интересов граждан с помощью хорошо зарекомендовавшего себя института нотариального удостоверения. Именно нотариат доказал свою способность выступить инструментом наведения порядка, при этом предоставляя гражданам и предпринимателям новые, удобные и быстрые формы обслуживания в режиме «одного окна», — подчеркнул президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Только нотариусы проводят необходимую правовую экспертизу документов перед сделкой, идентифицируют личность обратившегося, убеждаются в его дееспособности, разъясняют правовые последствия, которые повлечет за собой подписание документа и убеждаются в соответствии воли гражданина его волеизъявлению. Более того, нотариат перешел на ведение деятельности в электронных реестрах Единой информационной системы нотариата, в которой регистрируются все совершаемые действия, и через которую ведется обмен сведениями государственными реестрами. Без постоянного доступа к этой системе квалифицированно совершать значимые нотариальные действия невозможно, равно как и обеспечить их законность. Сведения о тех нотариальных действиях, которые совершают должностные лица местных администраций, в соответствии с законом, в четко определенные сроки должны поступать в нотариальную палату региона, где они также вносятся в реестры информационной системы.

Для обеспечения жителей труднодоступных и малонаселенных регионов высококвалифицированной правовой помощью Федеральная нотариальная палата в 2017 году разработала и приступила к реализации Программы поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях. Нотариат самостоятельно, без каких-либо средств государственного и муниципального бюджета, обеспечивает наличие нотариальной помощи гражданам на тех территориях, где у нотариуса нет возможности содержать нотариальную контору. «Нотариус — самый доступный для населения юрист, действующий от имени государства. И эта программа разработана для того, чтобы он мог оказать гражданам помощь в каждом уголке страны», — отметил вице-президент ФНП Юрий Иутин. К настоящему моменту проблема доступности нотариуса в ряде субъектов Российской Федерации уже решена.

Но если нотариуса нет в шаговой доступности, но возникла необходимость обратиться за помощью в нотариальную контору, граждане могут либо приехать в населенный пункт, где она расположена, либо ждать выезда нотариуса, который совершает их с определенной периодичностью.

Другие материалы по теме

Трансформация российского нотариата в новых форматах цифровой экономики: тема экспертной сессии Гайдаровского форума

Новый этап в развитии электронного нотариата одобрен законодателем: детали

Уполномоченный по правам человека в РФ отметила важность сотрудничества с нотариатом

  • Информация для участников конкурсов на вакантные должности нотариуса в Менделеевском и Верхнеуслонском районах

    Нотариальная палата Республики Татарстан в связи с введёнными с 11.10.2021 года дополнительными ограничительными мерами на территории Республики Татарстан по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 г. № 208 (в редакции Постановления от 07.10.2021 г. № 960) и Постановлению Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11.10.2021 г. № 7, в целях препятствованию распространения коронавирусной инфекции, РЕКОМЕНДУЕТ при явке на участие в конкурсе на вакантные должности нотариуса в Менделеевском и Верхнеуслонском районах 25.11.2021 г. при себе иметь один из следующих документов:

    • QR-код сертификата о вакцинации;

    • QR-код отрицательного ПЦР-теста на COVID-19 со сроком сдачи не ранее 22.11.2021 г.;

    • сертификат о перенесённом заболевании COVID-19 после 01.06.2021 г.

  • Конкурс на замещение вакантной должности нотариуса Менделеевского нотариального округа

    В связи с прекращением полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан Зарипова М.М., в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 и Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2018 г. № 63 (далее — Порядок), распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее — Управление) от 18 октября 2021 г. № 1571-р с 19 октября 2021 г. объявлен конкурс на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан;

    • Заседание конкурсной комиссии на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан состоится 25 ноября 2021 г. в 14.00 часов в помещении Нотариальной палаты Республики Татарстан: г. Казань, ул. Меридианная, д. 1.

    • Прием заявлений и документов для участия в конкурсе будет осуществляться в период с 19 октября 2021 г. по 02 ноября 2021 г. (включительно) в отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления. Часы приема документов: с понедельника по четверг с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00; в пятницу с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 16.45.

    • Заявление для участия в конкурсе с приложением необходимых документов подается секретарю конкурсной комиссии по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 59, 6 этаж, кабинет № 608, тел. 8(843) 237-84-32 (адрес электронной почты, на который можно направить документы для участия в конкурсе: ru16@minjust.ru).

    • Секретарь конкурсной комиссии: заместитель начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления — Землянская Аэлита Муратовна, контактный телефон: 8(843) 237-84-32.

    Подробности, требования, а также перечень необходимых документов в приложении:

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.