Актуальные новости

    Распечатать

Стартовала серия нотариальных конференций в федеральных округах России

По инициативе президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика во взаимодействии с Государственно-правовым управлением Президента РФ и Министерством юстиции РФ в регионах Российской Федерации началось проведение конференций (совещаний) по актуальным вопросам развития законодательства о нотариате и о государственной регистрации прав на недвижимость.

Конференции позволят достичь несколько основных целей. Во-первых, увеличить эффективность информирования граждан о произошедших изменениях в федеральном законодательстве в связи с принятием 27.12.2013 г. Федерального закона № 379-ФЗ, повысившего привлекательность совершения сделок с недвижимым имуществом в нотариальной форме (сокращение срока государственной регистрации прав на недвижимость по нотариально удостоверенным документам до 5 дней; возложение на нотариуса ответственности за проверку законности нотариально удостоверенных сделок; формирование деятельности нотариуса в режиме «одного окна»), а также предусмотревшего введение с 01.07.2014 г. ряда электронных реестров, в т.ч. реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Последний призван стать важным звеном в защите граждан от мошеннических действий на рынке автокредитования и оздоровить ситуацию в области залога движимого имущества в целом.
Кроме того, данные конференции имеют своей целью выяснение особенностей реализации положений закона на практике в отдельных регионах. Для руководства Федеральной нотариальной палаты общение с нотариусами в регионах позволяет проанализировать ключевые проблемные области нотариата в отдельных местностях, и, таким образом, предпринять эффективные шаги для формирования единой правоприменительной практики по всей стране, а также обсудить актуальные для корпорации предложения по совершенствованию законодательства.
Предполагается, что такого рода совещания пройдут в каждом федеральном округе, и на своих площадках они объединят представителей территориальных органов федеральной исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, нотариусов, риелторов, представителей банковского сообщества каждого округа.
Старт конференциям был дан 14 мая в городе Ростов-на-Дону, где на базе Нотариальной палаты Ростовской области (президент НП – Наталья Юрьевна Попова) прошло первое из запланированных мероприятий, участниками которого стали: референт Государственно-правового управления Президента РФ А.В. Терентьев, президент Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсик, представители Министерства юстиции по Ростовской области, представители Управления Росреестра по Ростовской области. А также президенты и представители нотариальных палат Южного федерального округа, представители Московской городской нотариальной палаты: член Правления МГНП И.В. Радченко, председатель Комиссии МГНП по связям со СМИ и имиджу Е.О. Лексакова, начальник юридического отдела МГНП А.А. Сагин и др.; представители риелторских компаний, ОАО «Сбербанк», ОАО «Банк Москвы», других финансово-кредитных учреждений и крупных коммерческих организаций.
Открыл конференцию заместитель губернатора-руководитель аппарата правительства Ростовской области Вадим Артёмов. По его словам, актуальность конференции обусловлена принятием за последние несколько лет ряда федеральных законов, регулирующих отношения в сфере предоставления так необходимых населению нотариальных услуг.
Вадим Артёмов напомнил участникам, что в Ростовской области успешно работают 185 частнопрактикующих нотариусов, которыми в 2013 году было совершено более 1,8 млн нотариальных действий.
О высоком практическом значении стартовавшей в Ростове-на-Дону серии мероприятий заявил референт Государственно-правового управления Президента РФ А.В. Терентьев, выступивший с обстоятельным докладом относительно произошедших изменений в федеральном законодательстве. По словам Терентьева, реформирование законодательства в области нотариата и государственной регистрации прав на недвижимость должно соответствовать балансу интересов граждан, государства и нотариата. Проанализировав в целом произошедшие изменения, практические аспекты реализации норм законодательства на практике, А.В. Терентьев заявил о том, что государство видит дальнейшим направлением реформ необходимость изменения порядка формирования нотариального тарифа и продолжение работы по созданию системы электронного нотариата. В целом, он подчеркнул, что «курс, который взят Федеральной нотариальной палатой по реформированию нотариата, нам представляется верным».
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик в своём выступлении отметил, что нотариат России должен быть гарантом юридической безопасности и стабильности правового государства. Он обратил внимание участников конференции, что принятый федеральный закон № 379-ФЗ открывает дорогу решению многих проблем в сфере оборота недвижимости: «Созданы привлекательные для граждан и юридических лиц преимущества, стимулирующие обращение к нотариусу при оформлении прав на объекты недвижимого имущества: с 01 февраля 2014 г. введен 5-дневный срок государственной регистрации прав по нотариально удостоверенным документам, передача на регистрацию пакета необходимых документов возможна через работника нотариальной конторы (что удобно для нотариусов и приводит к интенсификации процесса регистрации), но, самое важное – правовая экспертиза нотариально удостоверенных сделок и ответственность за их законность возложена на нотариуса».
Вместе с тем, по словам К.А. Корсика, обсуждаемые новеллы позволили и более четко очертить функции всех участников рынка недвижимости: нотариусов, органов государственной регистрации и риелторов. Деятельность всех участников рынка при развитии законодательства по намеченному направлению будет все больше гармонизироваться. Основным ориентиром, по мнению президента Федеральной нотариальной палаты, является введение обязательной нотариальной формы для сделок с недвижимым имуществом, что соответствует лучшим мировым стандартам в регулировании данной отрасли законодательства: «В этом – повышение уровня защиты прав граждан, обеспечение защиты прав собственности в России, и, в конечном итоге, повышение ее инвестиционной привлекательности».
Одним из ключевых условий стабильного развития, подчеркнул К.А. Корсик, является конструктивное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. В настоящее время закладывается качественно новое сотрудничество с органами регистрации как на уровне федерального центра, так и в регионах, что позволяет идти по пути создания удобной для граждан и эффективной для государства модели взаимодействия. «Я уверен, что наши коллеги в Росреестре готовы к открытому и дружественному диалогу и внесут свой вклад в совершенствование этого процесса», - резюмировал первую часть своего выступления президент ФНП.
Во второй части доклада Константин Анатольевич коснулся вопросов организации работы Единой информационной системы нотариата, и, в частности, предстоящего внедрения реестра уведомлений о залоге движимого имущества. По мнению докладчика, выбор нотариата в качестве института, способного решить эту проблему государственного масштаба, явилось признанием потенциала нотариата и его способности отвечать на стоящие перед обществом и государством вызовы времени. Напомним, что принятие федеральных законов № 166-ФЗ и № 379-ФЗ осуществлялось по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина, причем первый закон (№ 166-ФЗ) в определенной мере подготовил почву для разработки и принятия Федерального закона № 379-ФЗ.
Практические вопросы реализации положений закона о Единой информационной системе нотариата, о создании в рамках нее реестров нотариальных действий, наследственных дел и реестра уведомлений о залоге движимого имущества, в т.ч. технических деталей и правовых аспектов, предусмотренных законодательством изменений, доложил на конференции член Правления Московской городской нотариальной палаты И.В. Радченко.
Эти выступления, равно как и доклады представителей территориальных органов федеральной исполнительной власти, вызвали достаточно живую дискуссию. К положительным итогам от проведения конференции, вне сомнений, можно отнести то, что всем участники «сверили часы» по наиболее актуальным вопросам взаимодействия, поделились практическим опытом решения возникающих на практике проблем.
Так, единодушное мнение сформировалось относительно необходимости принятия порядка равномерного и автоматизированного распределения уведомлений о залоге движимого имущества между нотариусами. Различная практика в регионах округа сложилась по вопросу обращения нотариуса в органы государственной регистрации прав на недвижимость с целью подачи пакетов документов для проведения государственной регистрации: в отдельных регионах созданы специальные «окна» для нотариусов, в иных – отведено специальное время либо установлен приоритет приема при обращении нотариуса. Вместе с тем, в некоторых регионах этот вопрос не решен, и обращение нотариуса вызывает трудности, что приводит к нарушению требований закона о приеме от нотариуса или его работника документов на государственную регистрацию в день обращения.
Одной из ключевых текущих проблем, по мнению нотариусов, участников совещания, является невозможность доступа нотариуса в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в Государственный реестр недвижимости в режиме онлайн, либо получения информации из них в день обращения. Это затрудняет работу нотариуса при удостоверении сделок с недвижимым имуществом. Один из докладчиков конференции – зам. руководителя Росреестра по Ростовской области в ответном слове обратила внимание на то, что данная проблема находится в поле зрения руководства территориального органа Росреестра, который направил письмо об этом в федеральные структуры службы.
Конференция в Ростове-на-Дону прошла в духе доверительного сотрудничества, активного желания ее участников найти способы решения возникающих на практике проблем. Одним из вдохновителей такой конструктивной работы стала президент Нотариальной палаты Ростовской области Наталья Юрьевна Попова.

  • Информация для участников конкурсов на вакантные должности нотариуса в Менделеевском и Верхнеуслонском районах

    Нотариальная палата Республики Татарстан в связи с введёнными с 11.10.2021 года дополнительными ограничительными мерами на территории Республики Татарстан по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 г. № 208 (в редакции Постановления от 07.10.2021 г. № 960) и Постановлению Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11.10.2021 г. № 7, в целях препятствованию распространения коронавирусной инфекции, РЕКОМЕНДУЕТ при явке на участие в конкурсе на вакантные должности нотариуса в Менделеевском и Верхнеуслонском районах 25.11.2021 г. при себе иметь один из следующих документов:

    • QR-код сертификата о вакцинации;

    • QR-код отрицательного ПЦР-теста на COVID-19 со сроком сдачи не ранее 22.11.2021 г.;

    • сертификат о перенесённом заболевании COVID-19 после 01.06.2021 г.

  • Конкурс на замещение вакантной должности нотариуса Менделеевского нотариального округа

    В связи с прекращением полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан Зарипова М.М., в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 и Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2018 г. № 63 (далее — Порядок), распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее — Управление) от 18 октября 2021 г. № 1571-р с 19 октября 2021 г. объявлен конкурс на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан;

    • Заседание конкурсной комиссии на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Менделеевском нотариальном округе Республики Татарстан состоится 25 ноября 2021 г. в 14.00 часов в помещении Нотариальной палаты Республики Татарстан: г. Казань, ул. Меридианная, д. 1.

    • Прием заявлений и документов для участия в конкурсе будет осуществляться в период с 19 октября 2021 г. по 02 ноября 2021 г. (включительно) в отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления. Часы приема документов: с понедельника по четверг с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00; в пятницу с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 16.45.

    • Заявление для участия в конкурсе с приложением необходимых документов подается секретарю конкурсной комиссии по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 59, 6 этаж, кабинет № 608, тел. 8(843) 237-84-32 (адрес электронной почты, на который можно направить документы для участия в конкурсе: ru16@minjust.ru).

    • Секретарь конкурсной комиссии: заместитель начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления — Землянская Аэлита Муратовна, контактный телефон: 8(843) 237-84-32.

    Подробности, требования, а также перечень необходимых документов в приложении:

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2021

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.