Нотариальная палата Республики Татарстан

Актуальные новости

Законодатель вновь повышает привлекательность обращения к нотариусу и совершенствует нотариальную деятельность

Новые положения законодательства призваны решить сразу несколько социально значимых задач, повысить стабильность гражданского оборота, уровень защищенности граждан, а также предоставить им дополнительный комфорт при совершении нотариальных действий. 

28 июля Совет Федерации одобрил ранее принятый Государственной Думой проект федерального закона № 285286-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уточняющий полномочия нотариусов и вносящий изменения в Основы законодательства РФ о нотариате и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». 

Новая обязанность нотариуса, когда после удостоверения сделки с недвижимостью он незамедлительно будет направлять в электронном виде заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр, еще более повышает привлекательность обращения к нотариусу для совершения таких сделок. Эта услуга — подача документов на регистрацию прав на недвижимость, перестает быть самостоятельным нотариальным действием и входит в состав общего нотариального действия по удостоверению сделки, то есть становится бесплатной для граждан. Аналогичная обязанность возникает у нотариусов и после выдачи свидетельства о праве на наследство, о праве пережившего супруга. 

На практике это означает, что гражданам не нужно будет лично обращаться в МФЦ для подачи документов в Росреестр на регистрацию прав на недвижимость, либо пользоваться услугами различных «серых» посредников, которые предлагают «ускорить» регистрацию. В случае если документы на регистрацию были направлены нотариусом в электронном виде, Росреестр в течение одного рабочего дня регистрирует право собственности. Таким образом, повышается скорость совершения сделки и удобство для граждан, т.к. нотариус оказывает эту услугу в режиме «одного окна», — отметил Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Самое важное — эта новелла повышает уровень защищенности и стабильности гражданского оборота в сфере недвижимости. Ранее Федеральная нотариальная палата уже сообщала о продолжающемся росте количества обращений граждан к нотариусу для удостоверения сделок с недвижимостью: спрос на нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью вырос более чем в 1,5 раза. Только по договорам отчуждения жилых помещений к нотариусам обратились свыше 700 тысяч раз. Если же суммировать эту цифру с количеством удостоверенных сделок по отчуждению земельных участков, то общий показатель достигает отметки в 1 миллион обращений.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в статью 22 Основ законодательства РФ о нотариате в части уточнения перечня услуг, которые входят в понятие «услуги правого и технического характера». Уточнение вносится с учетом того, что на сегодняшний день оплата услуг правового и технического характера (УПТХ) стала фактически регулятором реальной стоимости нотариального действия, т.к. установленные законом нотариальные тарифы не менялись и не индексировались почти полтора десятка лет, в отличие от всех других государственных тарифов и пошлин. 

Напомним, что нотариус ведет свою деятельность на принципах самофинансирования, то есть не получает каких-либо средств государственного бюджета, самостоятельно оплачивает аренду помещения, зарплату сотрудников, обеспечивает контору техническими средствами и расходными материалами, оплачивает налоги и несет другие расходы, связанные с нотариальной деятельностью. Кроме того, нотариат ведет Единую информационную систему, включающую в себя реестры нотариальных действий, наследственных дел и др.; обеспечивает ее пополнение, защиту содержащихся сведений. В этих условиях оплата УПТХ является фактическим инструментом, обеспечивающим самофинансирование нотариальной деятельности.

Предельные размеры оплаты УПТХ ежегодно устанавливает Федеральная нотариальная палата для каждого субъекта РФ и по каждому в отдельности нотариальному действию. Эти размеры являются экономически обоснованными и рассчитываются по целому ряду параметров, исходя из социально-экономического положения региона. В свою очередь, нотариальная палата субъекта РФ устанавливает фактические размеры УПТХ, которые не могут превышать установленные предельные значения. Такие размеры оплаты УПТХ являются обязательными для каждого нотариуса в данном субъекте РФ.

В то же время, благодаря развитию современных технологий, появлению т.н. «электронного нотариата» становится практически невозможным четко отделить, какие именно действия нотариуса являются частью непосредственно нотариального действия, а какие — услугами правового и технического характера. Так, например, нотариус обязан содержать технические средства электронной инфраструктуры, обеспечивающие его постоянную работу с Единой информационной системой нотариата. Это позволяет нотариату быть частью Системы межведомственного электронного взаимодействия, обмениваться данными с государственными реестрами с целью исключения мошенничества и предоставления гражданам и организациям наиболее удобных и быстрых условий обслуживания. А также позволяет обеспечивать работу бесплатных публичных электронных реестров нотариата — все это также осуществляется без государственных затрат. В силу подобных факторов назрела потребность более четко определить, что именно входит в состав услуг правового и технического характера, что и решается законопроектом.

Так, законопроектом устанавливается, что услуги правового и технического характера включают в себя правовой анализ представленных документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, осуществление обязанностей и полномочий в связи с совершением нотариальных действий, изготовление документов, копий, скан-образов документов, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм и иные. 

Услуги правового и технического характера подлежат оплате нотариусу в связи с совершением нотариальных действий. Размер оплаты нотариального действия определяется как общая сумма нотариального тарифа и стоимости услуг правового и технического характера.

Павел Крашенинников отметил, что указанное уточнение необходимо для полноценного функционирования нотариата, как института правовой системы государства, как гаранта стабильности гражданского оборота. Нотариус в обязательном порядке осуществляет правовую экспертизу удостоверяемых им документов, разъясняет заявителям правовые последствия совершаемого действия, консультирует их, а также несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. Оказание таких услуг обеспечивает надежную защиту прав и законных интересов граждан. 

Новыми положениями также уточняются требования к удостоверению нотариусом документов, о порядке направления документов в Росреестр; требования к обеспечению функционирования нотариальных контор, информирования граждан и организаций о месте нахождения и режиме работы контор; стандартах оформления сайта нотариуса; формы удостоверения, подтверждающего статус нотариуса и т.д.

Как отметил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «активное развитие нотариата в последние годы способствует надежной защите прав граждан, законных интересов собственника. Новые полномочия нотариуса в традиционных областях, а также инициативы нотариата по развитию электронных технологий в правовой сфере создали новые, уникальные и комфортные возможности для граждан и бизнеса. В условиях такого интенсивного развития совершенствование законодательства в сфере нотариата способствует его эффективному и успешному правоприменению, чтобы полномочия и обязанности нотариуса соответствовали требованиям сегодняшнего дня».

Подробные детали новелл законодательства и комментарии к ним будут опубликованы на портале Федеральной нотариальной палаты после подписания закона Президентом Российской Федерации.

Результаты квалификационного экзамена, состоявшегося 10 апреля 2025 г.

Итоги рассмотрения 19 марта 2025 г. документов лиц, желающих сдать квалификационный экзамен